В представлении многих семейный альбом - это увесистый том в золоченом
переплете, который в обычное время лежит себе где-нибудь в книжном шкафу
на дальней полке, а при появлении гостей его достают, стряхивают пыль и
демонстрируют содержимое - от дореволюционных дагерротипов до цветных
кодаковских фоток.
У Юрия Антонова все по-другому. Его фотографии существуют только в электронном
виде. Он сам их сканирует, по необходимости ретуширует и записывает на CD-R.
Так что весь семейный альбом можно увидеть только на компьютерном мониторе.
"Отец у меня был профессиональный военнослужащий, всю войну прошел, дошел до
Берлина. Там он и прослужил до 1950 года в военной администрации. В 48-м году
в Берлине у меня родилась сестра Жанна. Сейчас она преподает музыку в музыкальной
школе в Минске. Отец умер 12 лет назад, а мать жива-здорова до сих пор.
После Германии мы жили в Белоруссии, в Молодечно. Тогда было все интересно.
Яблони, допустим. Какие яблоки на ней растут: кислые или сладкие? И вот втихаря
ночью залезали в сад, набирали полную запазуху яблок. И если яблоки оказывались
сладкими, то горе этой яблоне было потом. Налеты продолжались. Пить - не пили.
Никаких там наркотиков, даже понятия не имели, что это такое. Простая была жизнь.
Мать и отец никакого отношения к музыке не имели. Но меня отдали в музыкальную
школу. Это было модно, престижно. И там, в Молодечно, собственно, больше ничего
не было. Школу музыкальную я прогуливал. Брал аккордеон, и мы с товарищами
забирались на стройку куда-нибудь. Сидели там, костры жгли, на занятия идти
было неохота.
Потом я поступил в музыкальное училище по классу аккордеона там же, в Молодечно.
В городе был только политехнический техникум, кооперативный и музыкальное училище.
Ну куда еще было поступать? В кооперативный? Ну какой кооператор из меня?
Политехнический? К наукам я как-то особо не тяготел. Оставалось музыкальное училище.
Три года я служил в армии. Помню только, что спать все время хотелось. В казарме
были длинные вешалки для шинелей, а внизу такой ящик. Я забирался туда и спал.
Подъем был в 6 утра. Зимой в майке бежишь на улицу, делаешь гимнастику. Неохота
было ужасно. Темно, везде снег, ты бежишь в майке, в этих сапогах. Армия тогда
другая была, никакой дедовщины, лично мне она дала уважение к дисциплине. Не
то чтобы к армейской, а вообще к дисциплине. Сказал - сделал, обещал - выполнил.
По жизни такие вещи помогают.
Музыку я стал писать, когда работал в филармонии в Минске. И то не сразу, а когда
был музыкальным руководителем у Виктора Вуячича в 66-67-х годах. Впервые я
попробовал исполнить эти песни в ансамбле "Поющие гитары". Потом я переехал
в Москву в 71-м году. И уже в Москве было много коллективов, ансамбль "Добры
молодцы", оркестр Кролла, Московский Мюзик-холл. Появились мои коллективы -
"Магистраль", "Аэробус". Я писал много песен, которые пела вся страна. Много
зарабатывал. Во всех карманах деньги торчали. Смешно даже вспоминать. Однажды
ехал с гастролей с мешком денег. Но это были те времена. Сейчас все по-другому.
Абсолютно по-другому. Я не скажу - хорошо или плохо, а просто по-другому.
В свое время у нас была такая программа - "Спорт и музыка". Сначала выступали
спортсмены, хоккеисты в основном. Рассказывали о себе, потом работали музыканты.
Обычно все это происходило во Дворцах спорта, прямо на льду, покрытом щитами.
Все сидели в тулупах, в шубах, а мы выступали на сцене и сильно мерзли. Со
спортсменами у нас завязывались какие-то контакты, дружба. Я в свое время
дружил с Володей Лутченко, защитником сборной СССР по хоккею, был в хороших
отношениях с Жлуктовым, Кожевниковым, Хельмутом Балдерисом. И я всегда хорошо
катался на коньках, кидал шайбы. Но не играл, я же музыкант. А специфика хоккея -
это точные щелчки, напряжение рук. Оно могло отрицательно подействовать на мои
профессиональные возможности. Я был частым посетителем очень модного в тот период
катка "Дружба" в Лужниках. Там собиралась самая крутая московская тусовка. Все
приходили и выпендривались. У кого лучше коньки, у кого куртка лучше, девушки
чуть ли не в шубах норковых катались. Приезжали, знакомились, ухаживали…
И я на коньках очень хорошо катался. Сейчас спортом я не занимаюсь. Хотя у
меня спортзал есть дома, и там полный набор всех этих "Кеттлеров". Но как-то
все времени нет. Хотя, наверное, надо было бы штангу потягать, сбросить животик.
У меня нет ощущения, что я всего добился в жизни. Я добился, конечно, многого,
но есть некоторые моменты, которые сегодня уже недостижимы. Мировое признание,
допустим. Хотя у нас в музыке практически невозможно сегодня выйти на мировой
уровень. У нас шоу-бизнеса как такового нет. Все неестественное, помпезное,
много пиратства, мерзко! Я не принадлежу к этому шоу-бизнесу. У меня свой,
антоновский шоу-бизнес. Честный, порядочный, где все построено на уважении
к окружающим тебя музыкантам, к исполнителям. Я пытался выйти на мировой
уровень. В Финляндии у меня выходили пластинки на английском языке. Но все
это оказалось бесполезным. Для того, чтобы внедриться в мировой шоу-бизнес,
надо там жить, надо забыть о своей родине, забыть, что говоришь на русском языке.
У меня есть один, может быть, два клипа, и я к этому отношусь не отрицательно,
но думаю, что равнодушно. Я стараюсь снимать свои концерты. В моей категории,
артиста, который много лет работает на эстраде, это гораздо натуральнее, чем
съемка какого-то клипа, где все придумано. Это живой концерт, живой оркестр,
живой вокал. Что лучше: выпить апельсиновый сок, выжатый при вас, или купить
бутылку разбавленного концентрата? Хотя я не отрицаю значение клипа в творчестве
молодых начинающих исполнителей. А мне не надо ничего раскручивать, у меня нет
в этом необходимости. Не потому, что я такой гордый или такой богатый. Я
обеспеченный, конечно, и не такой уже и гордый сегодня. Просто, чем платить
10 тысяч долларов за клип, я лучше за эти деньги сниму концерт. Он более
объективно показывает артиста.
Я не очень люблю всякие тусовки. Хотя практически каждый день есть куда-то
приглашения. Но, естественно, не на все езжу. Устаю от людей, от народа
на концертах. Вчера вот был на одном мероприятии, где было человек пятьсот.
Гул, шум, водки выпили, закусили, начинаются какие-то разговоры. А все мое
существо говорит: "Юра, тебе здесь делать нечего, пора домой". Хочется тишины,
спокойствия, природы. Воздухом подышать, на лыжах покататься, копаться в саду.
Заниматься музыкой, кино посмотреть хорошее. Я люблю, когда мало людей. Летом,
на своем участочке, травка, розы, кошечки, собачки, любимая женщина, хорошее вино…
Я долгое время был невыездной. А потом женился на югославке и уехал в Югославию.
Где-то в 85-м году я впервые попал в буржуазную страну, в Финляндию. А когда
впервые приехал в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк, на меня произвел большое
впечатление этот город. Я люблю путешествовать. Много раз был в Юго-Восточной
Азии - Таиланд, Малайзия. Последнее время езжу в Турцию, Грецию, на острова.
Но ненадолго - максимум на две недели. Я себе не представляю постоянного места
жительства за рубежом. Это было бы для меня некомфортно, прежде всего с точки
зрения работы. Ведь самое главное, когда помимо материального благосостояния
от работы получаешь еще и огромное удовольствие.
Машины я люблю, и танки тоже. В 82-м году моей мечтой был иностранный автомобиль.
Разными путями я добыл письмо из ЦК ВЛКСМ, по которому имел возможность приобрести
иномарку на специальной закрытой стоянке в Южном порту. Там покупали машины
различные видные деятели страны, космонавты. Мне досталась "Вольво-244", новенькая,
пробег две тысячи. Эту машину сдал военный атташе аргентинского посольства.
Как помню, купил я ее за 14 тысяч рублей. Тогда это было вообще что-то такое
нечто - ездить по Москве на иностранной машине. У советских граждан их было
штук пятьдесят. В том числе у меня. И я чувствовал себя просто героем. Номер
у машины был Ю 33-33 МО. И все знали, что это Антонов едет. И была какая-то
легкая нескрываемая гордость. А во всем остальном я был обыкновенный советский
человек. Сейчас я смотрю на молодежь и вижу в ней себя. В молодости тоже пафос
давал. Но сейчас этого и в помине нет.
Любовь к животным - я бы не сказал, что с детства. Но я всегда относился к братьям
нашим меньшим с добродушным пониманием их существования. И еще в старой студии на
Маросейке стали появляться кошки. Там был полуподвал такой, окна открыты, и кошки
почувствовали, что еда есть, и стали приходить. Они же друг другу говорят:
"Представляешь, Мурка, там в подвале дурачок один сидит, кормит нас. Пошли-ка туда".
Штук двадцать заходило. Потом я оттуда уехал. Пару котов забрал с собой. Когда дом
построил, появились новые кошки, новые собаки. Хотя сейчас слишком много их для
одного дома - одиннадцать кошек и четыре собаки. Тем не менее расставаться я с
ними не намерен, но и лишних брать тоже нет смысла.
Мои песни были очень популярны. Их все знали, слушали, пластинки раскупали
огромными тиражами. Это было начало 80-х годов. Популярность росла, концертов
давали огромное количество, бывало и по три-четыре в день. Так что я всегда
любил много работать. И сейчас свободного времени почти нет. Занятия музыкой
чередую с работой в саду. Физический труд или умственный? У меня сейчас есть
небольшой, но выбор. Я сажаю траву, все деревья, которые у меня на участке
растут, а также кустарники, я сам посадил. Ну а когда устаю физически, с
большим удовольствием иду к себе в студию".
|