Интервью

Интервью в программе "Серебро"
на радиостанции "Эхо Москвы", 10 июня 2002 года


10 Июня 2002 [00:10-02:00],
В гостях: Юрий Антонов
Ведущий: Александр Плющев
10 июня 2002 года.
В прямом эфире "Эха Москвы" Юрий Антонов.
Ведущий эфира Александр Плющев.

А. ПЛЮЩЕВ - Доброй ночи! Наш гость с 0 до 2 часов ночи Юрий Антонов. Я не буду перечислять всех ваших званий, если позволите…

Ю. АНТОНОВ - Самое первое звание - это рядовой советской армии. Доброй ночи!

А. ПЛЮЩЕВ - Спасибо большое, что нашли время и желание приехать к нам на прямой эфир. Это очень приятно. Мы сегодня будем говорить обо всем, что связывает вас с музыкой. В частности, например, я просто вспоминаю детство свое, раннюю юность - все прошло абсолютно на музыке Юрия Антонова. Поэтому я ни на минуту не задумывался, когда прикидывать список гостей. Я думаю, что без того, чтобы похвалить в глаза могу сказать, что человек, который сидит напротив меня, сделал для отечественной музыки больше, чем кто-либо другой. Но это мое собственное мнение. Т.к. я вообще на похвалы достаточно скуп…

Ю. АНТОНОВ - Спасибо! Я хотел бы только уточнить. Если говорить о музыке, то все-таки о популярной музыке. У нас музыка - широкое понятие. Есть классика, народная.

А. ПЛЮЩЕВ - Естественно, всех больше всего интересует то, чем вы занимаетесь сейчас. И т.к. одно время Юрий Антонов выпускал пластинку за пластинкой, фильмы с саунд-треками от Юрия Антонова выходили, а что сейчас?

Ю. АНТОНОВ - Вы знаете, сейчас основное мое занятие, конечно, это запись альбомов. Но на самом деле эта запись происходит очень сложно, т.к. я полностью отказался от компьютерной техники, практически. Я ее использую только в каких-то отдельных моментах, для того, чтобы, скажем, клавишные инструменты, которые я всегда сам записываю на всех своих альбомах, я просто их где-то немного выравниваю за счет компьютера. Потому что все клавишные уже, это основа синтезатора, все остальное - дополнение. Поэтому только в такой степени я использую компьютер. Все остальное - живые музыканты. Это гитара, бас, это духовая секция, вокальная группа, малые ударные инструменты, ударные - это все только живые музыканты. Я пришел к этому мнению достаточно давно, но не мог использовать его до какого-то периода. А сейчас моя студия позволяет это делать. И я для себя сделал огромное дело, что, в общем-то, звучание живых инструментов значительно, как бы значительно убедительнее, чем компьютерная музыка. Во всяком случае, для меня. А т.к. я пишу свою музыку сам, поэтому решил использовать музыкантов. Хотя очень сложно это - общаться с людьми, искать приличных музыкантов, потому что конечно на запись, это такой очень важный показатель, как музыкант играет в студии. В концерте человек может показать какую-нибудь оглушительную технику игры на инструменте, но в студии проявляются все негативные стороны музыканта, которые он может скрыть за техникой, за внешней атрибутикой. Студия показывает все недостатки музыканта. И поэтому очень тяжело подобрать хороших студийных музыкантов, которые помогли бы в записи альбома.

А. ПЛЮЩЕВ - Когда можно будет ожидать выхода нового альбома?

Ю. АНТОНОВ - Вы знаете, вот альбом, который сегодня прозвучит, уже вышел, издан, но его нет в продаже. Почему нет? Альбом, который сейчас записывается, "Дорога к морю", он тоже не скоро появится в продаже, т.к. идет сегодня кампания по изъятию пиратской продукции, которой насыщен рынок. Я имею в виду в первую очередь свою музыку. Очень много издают пираты моей музыки и продают. И сейчас идет кампания по изъятию. Кстати, должен сказать, что эта кампания идет не только в России, но и на Украине. Я встречался с президентом Украины Кучмой, и он просто сказал, что я займусь этим вопросом. И действительно занялся - действительно его слова не разошлись с делом. Сейчас у меня буквально каждую неделю раздаются звонки с разных городов Украины. Вот последние были из Харькова, Днепропетровска, Донецка, где сотрудники каких-то органов консультируются со мной. Как бы я им высылаю подробную оценку своих альбомов, натуральных, ненатуральных. Одним словом, идет работа.

А. ПЛЮЩЕВ - Представляю, сколько УВД скольких городов получили наборы дисков от Юрия Антонова, чтобы было, с чем сличить!

Ю. АНТОНОВ - Нет, вы знаете, сейчас все гораздо проще. Вся продукция, которая на прилавках - вся пиратская, вся! Любой диск, любая кассета. Потому что все права, которые имели другие компании, издающие, выпускающие мою музыку, они закончились ровно 31 декабря 2001 года. Начиная с 1 января 2002 года этих прав нет ни у кого, кроме компании "Фиам-диск" - это компания, которая мне принадлежит. И она владелица всех прав, всей музыки моей. Поэтому все, что сегодня продается, дорогие слушатели, это все пиратское. Подлежит изъятию. Как только это будет доведено до абсолюта, хотя до абсолюта невозможно, но хотя бы заметно поредеют любители поживиться за чужой счет, вот тогда, наверное, я сразу начну выпускать свои альбомы. Которые у меня уже лежат, готовые к выпуску.

А. ПЛЮЩЕВ - Если я правильно понял, сейчас невозможно ни одного, в том числе и архивного альбома купить такого, чтобы он не был пиратским?

Ю. АНТОНОВ - Да, абсолютно точно.

А. ПЛЮЩЕВ - Значит ли это, что сначала вы добьетесь полного или частичного изъятия…

Ю. АНТОНОВ - Я хочу очистить рынок.

А. ПЛЮЩЕВ - Т.е. слушатели останутся на какое-то время без ваших песен?

Ю. АНТОНОВ - Они останутся на какое-то время без песен, зато получат в дальнейшем настоящую продукцию. Потому что моя компания выпускает очень хорошего качества компакт-диски. И я не считаю, что должен экономить на своей музыке. Это хорошее оформление, полиграфия, хорошее качество, сами болванки дисков золотые, очень хорошие. Поэтому экономить на собственной музыке смешно было бы. Поэтому, дорогие слушатели, что ж делать, надо немного подождать. Зато сразу посыплется град нормальной музыки, нормальных дисков, хорошо изданных и записанных.

А. ПЛЮЩЕВ - Вот один из хорошо изданных дисков у меня сейчас в руках, "Нет тебя прекрасней, 50/30" - это юбилейный концерт в КЗ "Россия". И сегодня мы будем слушать оттуда песни. Надеюсь, что мы не будем источником для издания пиратских пластинок. Но, тем не менее, мы не будем никаких мер предпринимать, типа зарезания песен и т.д., потому что искусство должно восприниматься целиком. Надеюсь, что все пираты давно спят или изгнаны с рынка. Давайте послушаем.

ПЕСНЯ.

А. ПЛЮЩЕВ - Аплодисменты и от нас тоже Юрию Антонову. Мы сегодня говорим о музыке, о новых пластинках, которые, возможно, будут. Пока звучала песня, мы поговорили о том, что планируется. Вообще планов много. Давайте о ближайших - это концерт в Москве.

Ю. АНТОНОВ - Да, 13 июня, через несколько дней у нас в Центральном доме культуры железнодорожника будем мой сольный концерт в 19:30. Я приглашаю слушателей. Всех, наверное, тяжело пригласить, но приглашаю тех, кто хочет, придти, т.к. концерт у нас веселый, жизнерадостный, оптимистический. И мне будет приятно с вами встретиться! Это самые ближайшие планы. Но еще планы, конечно, у меня - это работа в студии. Уже заканчиваю работу над альбомом "Дорога к морю", 12 песен, все записано в живую с прекрасными музыкантами. Просто я очень доволен этой записью, потому что действительно после многих лет, более 10 лет я работал с компьютером, и вдруг вот, на тебе, решил записать с живыми музыкантами альбом.

А. ПЛЮЩЕВ - Поясните, это будет альбом новых песен или?..

Ю. АНТОНОВ - Это песни, там одна только новая песня, совершенно новая, просто я ее включил, "Девочка школьных лет" называется на слова Леонида Фадеева, моего старого друга и соавтора. Замечательная песня, на мой взгляд, получилась, ностальгическая, в таком ретро-стиле. А остальные песни достаточно широко известны. И просто, на мой взгляд, я им хочу дать вторую жизнь.

А. ПЛЮЩЕВ - Некогда, как мне казалось, вы были таким символом преуспевающего молодого поколения. Вот те, кто были на 10 лет старше меня, люди, родившиеся в конце 60-х годов или в середине 60-х, вы олицетворяли такой вот успех, что вот есть такой человек, который среди этого поколения добился успеха - это Юрий Антонов. И многие люди ассоциировали себя с вами, что вот, это один из нас. И сейчас как вы себя опять же оцениваете, каким образом? Как человека, оставшегося с тем поколением, люди, родившиеся в 60-х, или ваше творчество может распределиться между всеми поколениями совершенно спокойно?

Ю. АНТОНОВ - Нет, совершенно спокойно, конечно. Должен вам сказать, что вот это поколение 60-х, оно просто, дефолт 1998 года сломал у нас средний класс, рождающийся. А те ребята уже ходили в белых рубашках, в галстучках и начали зарабатывать приличные деньги. И такой был нанесен страшнейших удар по этой прослойке, еще немногочисленной, маленькой, но это очень важная прослойка в обществе. Она гораздо важнее, чем богатые олигархи, там. Потому что в любом цивилизованном обществе эта прослойка занимает стабилизирующее положение. Она стабилизирует государство само, государство как раз стоит на таком мощном среднем классе. У нас это 1998 год уничтожил. Должен сказать, что вот этот удар, которые многие компании, многие направления в экономике выдержали и начали развиваться, то этот удар, который пришелся по шоу-бизнесу, шоу-бизнес так и не поднялся, на самом деле. Это удар был страшный. И должен сказать, что до 1998 года, где-то в конце 1997 года я почувствовал, что уже очень здорово все идет. Артисты стали зарабатывать, основной заработок пошел уже не с концертов, а с продаж своих альбомов. Это основной заработок артистов на Западе. То, как должно быть. И меня начало это радовать, я подумал - господи, наконец-то и у нас начали люди зарабатывать приличные деньги. И вдруг - удар, после которого шоу-бизнес так и не оправился.

А. ПЛЮЩЕВ - И сейчас артисты зарабатывают снова на концертах?

Ю. АНТОНОВ - Да, в основном.

А. ПЛЮЩЕВ - Но с другой стороны, ведь мы видим, что миллионным тиражом издается Земфира.

Ю. АНТОНОВ - Ну, не уверен, что миллионным. Это неправильно, это ошибка, я думаю.

А. ПЛЮЩЕВ - Но там был какой-то бешенный совершенно тираж по нынешним временам.

Ю. АНТОНОВ - Вы знаете, могу сказать, что если говорить об всех официальных тиражах, то они значительно меньше. Но если учитывать пиратские, то конечно.

А. ПЛЮЩЕВ - И сейчас нет артистов, которые зарабатывают на дисках?

Ю. АНТОНОВ - Я думаю, что по большому счету, единицы, а может быть, вообще нет. Основной заработок все равно - концертная работа.

А. ПЛЮЩЕВ - Раз уж зашла речь о деньгах, давайте вот о чем поговорим. Сейчас Юрий Антонов кем себя больше ощущает, бизнесменом или музыкантом?

Ю. АНТОНОВ - Нет, я никогда не был бизнесменом.

А. ПЛЮЩЕВ - Но если Вам принадлежит звукозаписывающая компания.

Ю. АНТОНОВ - Да, я в первую очередь музыкант, но, может быть, преуспевающий. Но никак не бизнесмен. Дело в том, что это, видимо, присуще мне с самых юных, детских лет. Я же начал работать почти в 15 лет. Я руководил хором Депо, где-то в 15-16 лет уже получил свою первую зарплату в 60 рублей. Поэтому для меня работа началась достаточно рано, настоящая работа. Я скучаю без работы, я не могу долго отдыхать, меня ломает, мне хочется в студии поработать, что-нибудь записать, поиграть. Да, компанию я организовал, называется "Фиам-диск". Я организовал ее только с единой целью, чтобы все права совместить в одной точке. И сейчас все права на мою музыку принадлежат компании "Фиам-диск". И поэтому без моего разрешения невозможно выпустить ни одной песни, ни одной ноты, которую я написал. А так как я эти разрешения не даю, поскольку сейчас проходит акция по борьбе с пиратами, на некоторый период времени мои компакты, кассеты, наверное, будут в дефиците.

А. ПЛЮЩЕВ - Я подумал, наверное, без разрешения Вашей компании и в эфир-то песню не поставишь.

Ю. АНТОНОВ - Нет, в эфир пожалуйста, с удовольствием.

А. ПЛЮЩЕВ - Тогда, пользуясь Вашим разрешением, давайте и поставим в эфир.

Ю. АНТОНОВ - Здорово.

(песня)

А. ПЛЮЩЕВ - В СМИ Вы выступаете нечасто. Но так получилось, что у Вас сегодня уже второй эфир.

Ю. АНТОНОВ - Да, сегодня была встреча в "Говорит Москва", и к вам сразу приехал.

А. ПЛЮЩЕВ - Почему Вы не так часто появляетесь на телевидении, на радио?

Ю. АНТОНОВ - Я как-то не стремлюсь особенно к этому. Здесь нужно проявлять инициативу какую-то, хотя бы частично. Я такую инициативу вообще не проявляю. У меня последний раз выходили альбомы в 93 году. Вышли три моих альбома: "Зеркало", "Несет меня течение", "Лунная дорожка". После этого я практически сольных альбомов не выпускал. Сейчас только выпустил "Нет тебя прекраснее", "Дорога к морю" сейчас пойдет у меня. Эти песни уже как бы хорошо поработали, а хочется чего-то новенького. Я сейчас делаю этот новый альбом, и как раз постараюсь почаще бывать.

А. ПЛЮЩЕВ - С другой стороны, другие музыканты бы позавидовали тому количеству хитов, как сейчас говорят, (тогда говорили "шлягеров"), тому количеству народных песен. Я, честно говоря, даже и не помню, что "Нет тебя прекраснее" - это Ваша песня. Извините, ради бога, но она для меня народная абсолютно. Конечно, все мы помним и "Крышу дома", и другие песни, которые люди просто могут петь под гитару, они просто становятся компанейскими, своими песнями. И многие композиторы могли бы позавидовать тому огромному количеству мелодий, которые стали популярными. Тем не менее, Вы стремитесь написать что-то новое еще.

Ю. АНТОНОВ - Да. "Проливные дожди", на мой взгляд, будет очень приличный альбом. Это следующий альбом после "Дороги к морю". Там 12 совершенно новых песен. Причем я написал не только музыку, но и тексты к этим песням. В общем, я сработал там во всех жанрах и направлениях. И как музыкант, и как композитор, аранжировщик, звукорежиссер, продюсер, певец. Иногда думаешь: не много ли для одного человека?

А. ПЛЮЩЕВ - Знаете, что интересно мне всегда казалось? Я смотрел на пластинку, там тоже было написано о том, кто играет, чья музыка. Что практически тогда все песни были без Ваших слов, то есть слова были Михаила Танича...

Ю. АНТОНОВ - Да, конечно. Это замечательные поэты-песенники: Леонид Дербенев, Танич, Леонид Фадеев, Виктор Дюнин, Игорь Кохановский.

А. ПЛЮЩЕВ - Вам тогда не хотелось попробовать себя в качестве автора слов?

Ю. АНТОНОВ - Это все пришло позже. Это трудно объяснимые вещи. Просто я был как бы под гнетом авторитета этих поэтов-песенников, которые настолько уже стали классиками в нашей популярной музыке, что собственные опусы мне казались... как бы зачем, если можно с именем поработать. Потом пришел такой момент, когда я сам себе сказал: а почему не попробовать?

А. ПЛЮЩЕВ - С другой стороны, очень многие слова ассоциировались именно с Вашим образом. Например, "я сажусь в машину, еду к морю за тобой". Сразу видится Юрий Антонов, который садится в тогда самый популярный автомобиль "ВАЗ-2107"...

Ю. АНТОНОВ - Нет, у меня первого артиста эстрады была зарубежная машина, "Вольво".

А. ПЛЮЩЕВ - Нет, все понятно, у Юрия Антонова должна была быть и была "Вольво". А у лирического героя песни была "2107", куда он садится и едет к морю.

Ю. АНТОНОВ - А почему "2107"? Могло быть "2101" вполне.

А. ПЛЮЩЕВ - Или так. Нет, тогда самая роскошная советская машина считалась "2107", только вышедшая. Вы очень на самом деле ассоциативный человек, очень много ассоциаций таких. Тем не менее, у Вас в творчестве были совсем разные песни, в том числе даже и по военной тематике. Мы сегодня вместе с нашим звукорежиссером Василием Антиповым, не сговариваясь, припомнили одну и ту же песню, "Красные маки".

Ю. АНТОНОВ - На самом деле она называлась просто "Маки". Это песня на слова прекрасного, великолепного поэта Григория Поженяна, фронтовика, человека, который прошел войну, был морским разведчиком. Замечательная песня, мне нравятся стихи. Но у меня есть не только "Маки", у меня есть еще и "Снегири". Это песня из фильма, такой был небольшой короткометражный фильм о ветеранах войны. Я написал по просьбе режиссера, на слова тоже прекрасного поэта-фронтовика, ленинградца Михаила Дудина песню "Снегири". Но должен вам сказать, что я затрагивал не только тему войны, у меня, например, мне кажется, у единственного популярного композитора, который работает в популярной музыке, на сегодняшний день есть детская тематика. То есть у меня написана большая музыкальная сказка "Приключения кузнечика Кузи". Там 20 песен для детей.

А. ПЛЮЩЕВ - Будет переиздаваться?

Ю. АНТОНОВ - Я думаю об этом.

А. ПЛЮЩЕВ - Потому что, если будет, я бы с удовольствием для дочери приобрел. У нее есть тяга к подобным вещам.

Ю. АНТОНОВ - А у меня с собой есть диск, который так и называется, "Юрий Антонов, детские песни". Как раз там 20 песен. Я его подарю Вам сегодня.

А. ПЛЮЩЕВ - Отлично! Вот я выпросил заодно и диск. Спасибо большое, Юрий Михайлович. Вот так, дорогие радиослушатели, извините, что у вас на ушах все это сделано. Есть несколько вопросов от наших слушателей. Давайте я их задам. Например, вот о чем. Спрашивают, будут ли переиздаваться диски в оригинальном звучании, в том, как они были изданы в виниле, допустим.

Ю. АНТОНОВ - Они будут переиздаваться, но не полностью. Я буду стараться, чтобы это было то звучание, но, конечно, качество записи будет совершенно другое. Поскольку аранжировки останутся теми же, но это будет исполнено уже с живыми музыкантами, как бы в то время, но сегодняшними техническими средствами.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо. Я еще один вопрос сейчас задам с пейджера, а потом послушаем еще одну песню с этого диска. "Как Вы можете объяснить феномен, что Ваши песни сначала практически не звучали по радио, а песни знали все?" - спрашивает Оксана.

Ю. АНТОНОВ - Я сам себе задаю этот вопрос. Действительно, меня до какого-то периода времени практически вообще не показывали по телевидению, и, конечно, очень мало звучало их в эфире. Но, тем не менее, все это, наверное, пошло на пользу, потому что, когда много не давать, человеку очень хочется.

А. ПЛЮЩЕВ - Но, с другой стороны, все эти современные технологии по т.н. раскрутке пришли гораздо позже, и не всегда их эффективность оправдана.

Ю. АНТОНОВ - Они убивают песню во многом. Потому что частое употребление песни, ее использование в эфире, в радио, в телевидении уничтожает песню. Оно настолько начинает надоедать людям, что просто уничтожает. В этом смысле нужно быть несколько более рациональным, более сдержанным, самому быть цензором для себя, надо ли появляться во всех телевизионных передачах, надо ли появляться на всех государственных праздниках на сцене Кремлевского дворца, хорошо это или плохо. Мне кажется, здесь должна быть серединочка, надо сдерживать свои желания быть все время на виду.

А. ПЛЮЩЕВ - А самое эффективное, на мой скромный взгляд, средство для популяризации, - это летом открытое окно первого или второго этажа, из которого выставлена колонка на улицу, и несется "Море, море". Тогда успех обеспечен. Мы продолжим наш разговор через 4 мин. Пока песня "Твоя судьба" с пластинки "Нет тебя прекраснее".

(песня)

А. ПЛЮЩЕВ - Вы слушаете сегодня концертную запись с юбилейного концерта в ГЦКЗ "Россия". Вживую вы можете послушать Юрия Антонова...

Ю. АНТОНОВ - 13 июня в ЦДКЖ.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, в ЦДКЖ у трех вокзалов.

Ю. АНТОНОВ - В 19:30 начало концерта. Ждем вас, дорогие друзья.

А. ПЛЮЩЕВ - Я только что начал рассказывать Юрию Антонову историю о том, что сегодня впервые в жизни мою передачу собиралась послушать мои родители. Для них поздновато, но если Юрий Антонов, то все, будут слушать и потом ругать меня за то, что я не те вопросы задавал, которые они хотели. Ну что ж, дорогие родители, шлите на пейджер, как делают это все остальные наши радиослушатели. В частности Александр вспоминает совершенно потрясающий эпизод. "Уважаемый Юрий Михайлович, в 80-х годах Вы посетили вместе с одним человеком из ансамбля "Битлз" кафе в Театре на Таганке, где мы имели счастье с Вами общаться. Поддерживаете ли Вы с этим человеком общение?"

Ю. АНТОНОВ - Это был интересный случай. Это был продюсер и директор Пола Маккартни. Собственно говоря, не "Битлз", а Пола Маккартни. Он приехал для того, чтобы выпустить альбом Пола Маккартни "Back in USSR" здесь, в Советском Союзе. Мне такая возможность представилась, и мы, действительно, приходили в это кафе, одно из первых таких частных кафе, очень приятных и хороших на Таганке, модных. И в результате встречи с этим продюсером я передал ему свои записи, он показал их Полу Маккартни. И, конечно, для меня было таким удивлением и радостью, когда я услышал хорошие отзывы о себе, и это напечатала "Комсомольская правда". Была такая реклама, смертельная, по тому времени это просто была убойная реклама.

А. ПЛЮЩЕВ - Юрий Михайлович, в советские времена Вы были очень популярны, просто безумно, мало кто мог сравниться. И вдруг наступают несоветские времена, и Вы надолго пропадаете из поля зрения. Хотя на самом деле, может быть, это произошло раньше или позже, не 91 год здесь водораздел. Может сложиться впечатление, что со сменой строя артисты вашего поколения и Вы, в том числе, очень много потеряли. Это так или нет?

Ю. АНТОНОВ - Абсолютно нет. Я должен сказать, что со сменой строя мы, наоборот, приобрели. Я не буду за всех говорить, но за себя уж точно совершенно. Во-первых, свободу. Я же долгое время, многие годы был невыездным. Комитет Госбезопасности не выпускал меня за границу.

А. ПЛЮЩЕВ - Боялись, что там останетесь?

Ю. АНТОНОВ - Нет, я думаю, что были другие причины. Я не стал бы сейчас заостряться на этом, но были у них какие-то причины, и они не выпускали меня. Это не афишируют, об этом молчат, но впервые я узнал об этом, когда был музыкальным руководителем у певца Виктора Вуячича в Белорусской филармонии. Я руководил оркестром, и нам предстояла поездка в Болгарию и Финляндию. И вот тут меня не пустили первый раз. Я даже не понял, я не понимал, что такое, что значит "невыездной". Это было непонятно. Просто не пустили, и все. Сказали: "Ты не поедешь, поедут другие люди". Это был первый удар поддых, грубо выражаясь, а потом были и другие. В московском мюзик-холле меня не пустили в Польшу, вместо меня поехал Вадим Мулерман. Было много других моментов.

Поэтому, когда пришла абсолютная свобода... у нас же в стране сейчас абсолютная свобода, хотя я несколько скептически отношусь к этому слову, она действительно абсолютная свобода. По-моему, это даже не очень хорошо, поскольку мы изначально не были готовы к стопроцентной свободе. Нужно постепенно подходить было к этому. Но сейчас результатом этой абсолютной свободы стало сегодняшнее событие, которое произошло, уже известное, после футбольного матча. Я смотрел футбол и был тоже очень огорчен, но не до такой степени, чтобы бить машины, людей. Я был очень огорчен игрой нашей сборной. Я, вообще, был огорчен игрой сборной уже на предварительных матчах, с Эстонией, например. Я понял, что здесь уже каши не сварят, крутой каши не будет, не получится она. И, когда наши выиграли у Туниса, мне игра не понравилась. И эти голы были случайные, спонтанные. Не должно быть спонтанных, случайных голов у сборной РФ. Должна быть запрограммированная игра, люди должны выходить с уверенностью в том, что они забьют. Такой уверенности в сегодняшней игре я не почувствовал. И даже то, что два гола забили Тунису, это, на мой взгляд, действительно случайно. Уже не чувствуется коллективной игры, какой-то такой озаренности, такого желания разорвать, конечно, в хорошем смысле этого слова, если можно найти понятие хорошего смысла в слове "разорвать". Но, во всяком случае, бороться до конца, сражаться. А сегодняшний матч меня просто разочаровал. Я понял, что в будущей игре с бельгийцами нам просто нечего делать. Если мы сыграем вничью или даже выиграем, это будет чистая случайность. Тенденция идет к тому, что сборной по футболу у нас нет как таковой.

А. ПЛЮЩЕВ - То есть за футболом следите, за Чемпионатом мира?

Ю. АНТОНОВ - Я слежу очень активно.

А. ПЛЮЩЕВ - Только за россиянами?

Ю. АНТОНОВ - Нет, почему.

А. ПЛЮЩЕВ - Другие матчи смотрите?

Ю. АНТОНОВ - Смотрю.

А. ПЛЮЩЕВ - И что понравилось?

Ю. АНТОНОВ - Я могу сказать однозначно об одном. Вообще, вырос общий уровень футбола в мире. Даже такие страны, как Тунис или Эстония... Эстония преподносит нам достойный урок. Это говорит о том, что, вообще, в мире вырос футбол, профессиональные качества футбола. Стали играть совсем по-другому, стали играть очень широко, то, что мне нравится. Я не люблю узкую игру, эти мелкие перепасовочки, возвращение мяча вратарю, игра поперек поля, но только не для того, чтобы прорваться вперед, а для того чтобы, наоборот, оттянуть назад. Это мне совершенно не нравится, я такой футбол не принимаю. Японцы сегодня играют с перевесом в один мяч. Вы заметили, чтобы они отдавали мяч вратарю, чтобы они тянули игру? Этого не было. Они до конца рвались вперед, они работали, они играли, доставляли удовольствие своим футбольным фанатам, да и вообще своей нации. Что здесь можно еще сказать?

А. ПЛЮЩЕВ - Понятно. Вообще, очень интересно, когда обмениваешься впечатлениями с людьми о футболе, которые точно так же, как ты, смотрят телевизор, думаешь: "а вдруг им это не интересно?", а, оказывается, думают очень похожие мысли, что и ты. Я слышал много и оптимистичных прогнозов на матч "Россия - Бельгия". Вы пессимист в этом случае?

Ю. АНТОНОВ - Да, я пессимист. Судя по игре с Японией, я пессимист. Я не вижу потенциальных возможностей, их нет. Выбегают молодые игроки, да, они стремятся что-то сделать, но, понимаете, куцевато все это выглядит. Игра для того и игра, играет 11 человек в игру. Для того и игра, чтобы играть в нее. Здесь прорываются какие-то отдельные личности, прорвал, что-то ударил. Посмотрите, как играют у нас защитники. Защитник хочет забить мяч в чужие ворота. Это не его функция! Бьет по воротам с размаху, где-то 10 метров выше ворот улетает, как ракета летит! Зачем?! Ну, отдай полузащитнику, отдай нападающему, это их функция, прорваться и забить мяч. Что же они делают? Они просто останавливают игру. И много таких примеров, масса. Эти неудачные распасовки, все мимо! Ну, просто какой-то кошмар!..

А. ПЛЮЩЕВ - Да, Юрий Антонов явно эмоциональный болельщик, в чем мы с вами могли убедиться только что.

-

А. ПЛЮЩЕВ - Вы слушаете радиостанцию "Эхо Москвы", у микрофона Александр Плющев, а в гостях у нас сегодня Юрий Антонов, еще раз доброй ночи.

Ю. АНТОНОВ - Доброй ночи.

А. ПЛЮЩЕВ - Вот здесь только что Олег Филимонов рассказывал нам о новостях, мы с вами в том числе слышали и о кризисе в коммунистической партии. У Вас тоже был некоторый партийный опыт?

Ю. АНТОНОВ - Партийный? Вы что имеете в виду?

А. ПЛЮЩЕВ - Я помню, Вы баллотировались на выборах вместе с партией со своей.

Ю. АНТОНОВ - Трудно сказать, что это моя партия, меня просто пригласили, на самом деле. Да, баллотировались, но не прошли, потому что там подводные течения оказались сильней нашего стремления попасть во власть.

А. ПЛЮЩЕВ - По-моему, даже партию сняли до выборов, сняли с регистрации.

Ю. АНТОНОВ - Сняли, да.

А. ПЛЮЩЕВ - Как Вы отнеслись вообще к такому политическому опыту?

Ю. АНТОНОВ - Я понял, что это вообще очень грязное дело, но просто я никогда с этим не сталкивался, на моих глазах развивались все эти события, все эти судебные заседания в Верховном суде, коллегия Верховного суда, все это такое было. Понимаете, я понял, что это не для меня, в общем-то. Я не могу участвовать в такой грязной компании.

А. ПЛЮЩЕВ - Больше не пойдете?

Ю. АНТОНОВ - Нет, не понравилось. Я не знаю, мне это не понравилось, очень не понравилось.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо, понятно. Тогда давайте еще раз повернем круто беседу нашу. У меня просто здесь есть компакт-диск, Вами же, собственно, принесенный, Светланы Алмазовой "Сладкий мед". И я так понимаю, что это Ваша совместная работа, поскольку музыка и слова все Ваши?

Ю. АНТОНОВ - Да, ко мне обратилась Светлана с просьбой, чтобы я написал песню. Я написал эти песни, альбом вышел, но опять же, потому что относится к фирме "Фиам-диск", в продаже его нет, этого альбома.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошая компания, выпускает диски, которые пока не поступают в продажу.

Ю. АНТОНОВ - Ну что делать? Обстоятельства.

А. ПЛЮЩЕВ - Много денег, наверное, заработать. Когда же он появится в продаже?

Ю. АНТОНОВ - Ну вот когда расчистится поле для этой продажи, поле деятельности, когда рынок откажется свободным хотя бы относительно пиратской продукции моей.

А. ПЛЮЩЕВ - В отличие от прогнозов на матчи нашей сборной здесь Вы оптимистичнее?

Ю. АНТОНОВ - 50 на 50, я честно скажу.

А. ПЛЮЩЕВ - Вообще рискованно, на самом деле, выпускать диски, которые пока не в продаже. Расскажите об этой пластинке немного и о Светлане.

Ю. АНТОНОВ - Да, я написал 10 песен, на мой взгляд, удачные песни, написал тексты к музыке, сделал аранжировки, записал. В общем, ну как вам сказать, сделал несколько клипов, но в связи с этим состоянием нашего рынка музыкального, я решил попридержать всю свою музыку до определенного момента. Но это не значит, что ее нельзя послушать по радио. Тем более, радио "Эхо Москвы".

А. ПЛЮЩЕВ - Поэтому по радио мы и послушаем. И будет эта композиция под названием "Сладкий мед" с одноименного альбома Светланы Алмазовой. Музыка и слова, замечу, Юрия Антонова.

ПЕСНЯ

А. ПЛЮЩЕВ - Светлана Алмазова с композицией "Сладкий мед", стихи и музыка Юрия Антонова, который сегодня у нас в студии. Есть несколько вопросов на пейджер, например, спрашивают, будут ли концерты в Санкт-Петербурге, спрашивают как раз жители этого города.

Ю. АНТОНОВ - В ближайшее время нет, но может быть, в конце этого года или в начале следующего, возможно.

А. ПЛЮЩЕВ - Иван задает основополагающий вопрос - Юрий Михайлович, назовите тех, кто для Вас авторитет в поп-музыке, зарубежной и нашей.

Ю. АНТОНОВ - Вы знаете, авторитеты у меня, они такие, очень маститые, что касается зарубежной музыки - Пол Маккартни, конечно, Элтон Джон, Эрик Клэптон, это люди старого поколения, такие мощные музыканты, мощные артисты, Стинг, которого я очень люблю. Ну и в общем, должны уже понять, наверное, мои пристрастия, в западной музыке, понятно, да? Что касается нашей музыки популярной, вы знаете, я бы сказал так, что какую музыку я чаще слушаю в своей машине, вот как ни странно, я слушаю песни 50-х, 40-х, 60-х годов, вы знаете, с большим, огромным удовольствием.

А. ПЛЮЩЕВ - То есть не радио, это CD вероятно?

Ю. АНТОНОВ - Это CD, да. Кстати, я ищу эти CD, вот езжу там, покупаю их. Песни композиторов, например, вот скажем так, Дунаевского Исаака.

А. ПЛЮЩЕВ - Сейчас нет композиторов подобного уровня?

Ю. АНТОНОВ - Сейчас нет, к сожалению. В песне - в песне нет.

А. ПЛЮЩЕВ - Музыкальные радиостанции, стало быть, не слушаете или слушаете мало?

Ю. АНТОНОВ - Музыкальные радиостанции, я в основе своей вот, я как бы не собираюсь перед вами хвастануть, но первом месте у меня стоит "Эхо Москвы", это, может быть, звукорежиссер, с которым мы часто в машине ездим, первое - это "Эхо Москвы". Второе место - это "Маяк", 103 и 4, третье место - радио "Свобода", часто слушаю. Я вообще любитель радиостанций, в которых есть разговор, какие-то встречи с людьми.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо, мы-то достоинства свои знаем, в смысле разговорного радио. А вот чем же Вас музыкальные не устраивают? Казалось бы, такой огромный выбор, 20 FM-станций.

Ю. АНТОНОВ - Нет, вы знаете, не то, что меня не устраивают.

А. ПЛЮЩЕВ - А, это вкус, да?

Ю. АНТОНОВ - Это, вы знаете, я могу послушать музыку, только которая мне нравится, а не которую мне навязывают. У меня для этого есть в автомобиле специальное устройство, я кстати себе поставил в машине очень мощную систему, звуковую - 1500 ватт.

А. ПЛЮЩЕВ - Потрясающе, хорошо, если на полной громкости в машине, при закрытых окнах.

Ю. АНТОНОВ - Это невозможно, да. Но это случайно произошло.

А. ПЛЮЩЕВ - Звуковая душегубка такая.

Ю. АНТОНОВ - Так получилось. Поэтому я слушаю музыку, такую популярную музыку, рок, такой, знаете, стабильный, такой настоящий, который создан на протяжении многих лет. Современную музыку почти что не слушаю, почти что. Очень люблю, я уже говорил, я очень люблю старые песни советского периода. Они как-то вызывают у меня какое-то такое чувство, понимаете, я, во-первых, многих композиторов знал лично, например, многих исполнителей знал. Я знал хорошо Леонида Иосифовича Утесова, даже общался, мы работали в одной организации - Росконцерте, в последний период его жизни. Я знал Марка Бернеса, понимаете, поэтому для меня это еще, и массу других исполнителей советского периода, поэтому эти песни вызывают у меня какое-то чувство. Во-первых, я совершенно объективно оцениваю их с точки зрения композиторской работы, они здорово написаны просто, понимаете, профессионально здорово написаны, прекрасные мелодии, зарубежные тексты, что тут можно сказать, высокие мастера делали эти песни.

А. ПЛЮЩЕВ - Песня - это, прежде всего, как бы такая вещь для настроения, правильно, нет?

Ю. АНТОНОВ - Да, наверное.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо. Что из современной музыки, здесь опять же продолжаю вопрос?

Ю. АНТОНОВ - Нравится мне?

А. ПЛЮЩЕВ - Да. Вы поскольку не слушаете, затруднитесь сказать или все же назовете?

Ю. АНТОНОВ - Нет, вы знаете, из наших исполнителей?

А. ПЛЮЩЕВ - Да.

Ю. АНТОНОВ - Я бы сказал так, что мне нравится Леня Агутин, очень нравится, Игорь Саруханов, это очень близкая манера ко мне, знаете, для меня манера исполнения, манера написания песни. Должен вам сказать, что очень симпатична Земфира, очень необычный человек, необычное музыкальное мышление и мышление поэта-песенника необычное. Я даже аналогов не мог найти в нашей популярной музыке. Бывает обычно, знаете, копируют друг друга, там что-то такое, здесь невозможно скопировать, это самобытность.

А. ПЛЮЩЕВ - Юрий Антонов у нас сегодня в прямом эфире. Я сейчас, давайте еще один концептуальный вопрос выясним, теперь уже от меня. Я когда писал рекламу нашего эфира и взял для нее песню "Мечты сбываются", да?

Ю. АНТОНОВ - "Не забывай".

А. ПЛЮЩЕВ - Она называется "Не забывай", конечно, и припев "Мечта сбывается", и естественным было бы задать вопрос - сбылась ли мечта Юрия Антонова?

Ю. АНТОНОВ - Вы знаете, я думаю, что вообще-то полностью мечта ни у одного человека не может сбыться, это невозможно. Всегда человеку что-то, человек - такое существо, что-то все время хочется - новое, новое.

А. ПЛЮЩЕВ - Это понятно, трансформируются желания, да, и мечты.

Ю. АНТОНОВ - Меняются времена, меняется обстановка.

А. ПЛЮЩЕВ - Вот Юрию Антонову было 25 лет, Вы помните, о чем Вы мечтали?

Ю. АНТОНОВ - Нет. Вы знаете, 25 лет, ну я был молодой, вы что, я бегал по улицам, к девушкам приставал.

А. ПЛЮЩЕВ - Но мечты же были?

Ю. АНТОНОВ - Мечты были.

А. ПЛЮЩЕВ - Сбылись?

Ю. АНТОНОВ - Отчасти да, но я не могу пожаловаться на свою судьбу, поскольку я ну как бы так, мне во многом повезло, понимаете, мне во многом везло, вернее, в жизни. В чем-то нет, в основном везло. И поэтому жаловаться, знаете, брюзжать по-стариковски, там говорить - вот, сегодня не такая страна, такое вот это вот, тогда было - не могу, не имею права. Для меня все складывается достаточно удачно в профессиональном смысле этого слова. В личной жизни не всегда это бывает, ну так, все это движется. Но в основном я оптимист, в общем-то, в большей степени, хотя бываю и пессимистом вообще-то. Но это опять нормальное явления человеческой души, правильно?

А. ПЛЮЩЕВ - Да, хорошо. Тогда продолжим мы сейчас слушать диск "Нет тебя прекрасней", у меня тут на очереди песня "Нет, не я", ежели не возражаете. Я пока отберу некоторые вопросы на пейджере, есть весьма смешные.

ПЕСНЯ

А. ПЛЮЩЕВ - Вы слушаете радиостанцию "Эхо Москвы", у нас в гостях Юрий Антонов. Очень много спрашивают о животных Ваших. Давайте поговорим о животных.

Ю. АНТОНОВ - Ну что ж, давайте о животных.

А. ПЛЮЩЕВ - Спрашивают, например, о том, сколько у Вас кошек, и помните ли Вы их всех по именам? Вот почему Вы кошек предпочитаете собакам?

Ю. АНТОНОВ - Нет, я во-первых, не предпочитаю, у меня 13 кошек, я их всех помню по именам, и не только по именам.

А. ПЛЮЩЕВ - Тринадцать?

Ю. АНТОНОВ - Да, я их просто не то, что по именам, я их просто очень хорошо знаю по привычкам, по повадкам, каждую из них, знаю, на что она, так сказать, способна. Мало того, у меня, наверное, скоро появятся еще маленькие котятки. В прошлый раз, когда появились, меня пригласили в программу ОРТ, Стриженова ведущая, и я принес своих котят туда, и вы знаете, слушатели, зрители просто разорвали, и я отдал в очень хорошие руки, и очень доволен этим обстоятельством. Надеюсь, что с помощью вашей радиостанции я смогу моих маленьких животных, которые должны сейчас родиться, тоже пристроить в хорошие руки, надеюсь на это.

А. ПЛЮЩЕВ - Дорогие друзья, прямо сейчас принимается волевое решение о том, что котята, появившиеся у кошки, одной из кошек Юрия Антонова, будут распространяться через программу "Серебро" радиостанции "Эхо Москвы". Как только появятся, Юрий Михайлович дает нам сигнал, ваши заявки будут приниматься, и котята будут распространяться. Более того, самый удачливый, один или несколько человек, получит диск Юрия Антонова.

Ю. АНТОНОВ - Да, все, кто возьмет.

А. ПЛЮЩЕВ - Все?

Ю. АНТОНОВ - Конечно, обязательно. А сигнал будет такой - два гудка и свисток.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо, тогда ждем Вашего звонка сразу, как только, как это, окотится, да?

Ю. АНТОНОВ - Да, совершенно верно, буквально вот уже скоро, на днях буквально, но должен сказать вам, что помимо кошек у меня еще шесть собак, поэтому здесь нельзя сказать, что я отдаю предпочтение кошкам, потому что у меня шесть собак, я их очень люблю, конечно.

А. ПЛЮЩЕВ - А Вы вот животных по какому принципу отбираете, в смысле, домой - то ли всех подряд, то ли породистых - как?

Ю. АНТОНОВ - Нет, не отбираю, просто случай, все время случай происходит, я в основном подбираю бездомных, собственно говоря. У меня один только такой как бы главарь все этой банды собачьей - это дог, большой Лорд, замечательная собака, он такой породистый, такой он холеный весь, но должен вам сказать, что я тоже его нашел не на выставке, а нашел просто, как бы, нашли мне его маленьким, так сказать. И вот он единственный. Остальные все у меня, они как бы такие, все с не очень хорошей родословной, но при этом очень положительные и очень замечательные животные.

А. ПЛЮЩЕВ - Родион из Петербурга спрашивает, казалось бы, банальный вопрос такой, с другой стороны, он тоже очень такой глубинный. "Откуда Вы черпаете творческие силы?"

Ю. АНТОНОВ - Вопрос достаточно трудный, хотя он, с одной стороны, и простой, но ответить невозможно практически, потому что, вы знаете, каждый день моя работа в студии для меня - это что-то новое, это запись какой-то новой партии инструментов, это работа с музыкантом, которого я приглашаю на запись. Понимаете, это очень интересно, это всегда что-то новое, каждый день что-то новое происходит, нет такой рутины какой-то, потому что это, на самом деле, творческая работа, поэтому я очень горжусь и очень радуюсь тому, что Бог послал мне вот именно такую работу, именно эту сферу деятельности - доставлять по мере возможности своим творчеством удовольствие и радость людям.

А. ПЛЮЩЕВ - Кстати, уже пришли первые заявки на котят. Дорогие друзья, рано пока еще радоваться, давайте дождемся.

Ю. АНТОНОВ - Но отбор будет серьезный у претендентов.

А. ПЛЮЩЕВ - Только в хорошие руки.

Ю. АНТОНОВ - В хорошие, да.

А. ПЛЮЩЕВ - Нужно будет еще доказать.

Ю. АНТОНОВ - Я должен в глаза посмотреть, понимаете, прежде, чем отдать животное, серьезно, я вам скажу, для меня они мои, как бы мои, так сказать.

А. ПЛЮЩЕВ - То есть, друзья мои, все не так просто, как модно сейчас выражаться, будет назначена стрелка вам, и только потом получите.

Ю. АНТОНОВ - Только пожалуйста без пальцев.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо. Так, вот тоже концептуальный вопрос от Евгения - "не собираетесь ли Вы уходить на покой (не вздумайте?"

Ю. АНТОНОВ - Покой нам только снится. Нет, ну что вы, какой покой, у меня десять альбомов лежит сейчас, готовых к записи - десять, уже сформированных, уже, так сказать, еще я не делал аранжировок для них, не занимался, но они сформированы по песням. Это примерно 12 песен в каждом альбоме. Вот 10 штук лежит, ждут своей очереди.

А. ПЛЮЩЕВ - Как Вы относитесь к такой вещи, как, скажем, пародии и обыгрывание Ваших песен? Например, первое, что приходит на ум, очень давным-давно группа "Ноль" процитировала Вашу песню "На улице Каштановой", кажется.

Ю. АНТОНОВ - Вы знаете, что, "Ноль" - он всегда "Ноль", что тут можно сказать. Дело в том, что просто достаточно поздно дошли эти слухи. Если бы я раньше узнал о них, я, конечно, разобрался с ними, потому что не имеют права на это, понимаете, они могут это сделать в концерте, но выпускать альбом не имеют никакого права, не имеют права даже на цитату из моей музыка. Я член авторского совета РАО, поэтому я немножко разбираюсь в этом.

А. ПЛЮЩЕВ - Так строго относитесь.

Ю. АНТОНОВ - То есть они получили бы просто судебный иск и головную боль. В концерте - да, в концерте можно, в концерте они могут спеть мою песню без моего разрешения, там сделать пародию, это их дело. Но носитель, то, что продается, за что получаются деньги, нет, это уже судебное разбирательство и большие штрафы. Так что всем, кто пожелает в дальнейшем, может быть, вдруг захотите это сделать, могу сразу сказать - дорогие друзья, получите головную боль.

А. ПЛЮЩЕВ - То есть сначала разрешение, потом?

Ю. АНТОНОВ - Абсолютно точно. Вы знаете, ко мне недавно обратился тот же Стриженов, ведущий из ОРТ, Саша Стриженов, замечательный парень. Я обычно никогда разрешения не даю, но он обратился с просьбой - вот мы сделали фильм, он там сорежиссер фильма, говорит - Юрий Михайлович, я очень прошу разрешение дать на песню "Крыша дома", мы хотим фрагмент там сделать, так сказать, вставить в фильм. Вы знаете, обычно композиторы говорят - а сколько денег будет стоить? У меня язык не повернулся, потому что они замечательные люди, я просто сказал - хорошо, никаких вопросов. Он говорит - надо в письменном, я говорю - достаточно того, что я сказал, никакого письменного не надо, потому что если я сказал - разрешаю - пожалуйста, используй, как вам понравится. Он очень благодарный человек, недавно прошла премьера фильма, фильм очень понравился, я, правда, не видел его, к сожалению, но надеюсь посмотреть этот фильм. И вы знаете, очень важно общение с людьми, очень важно, кто к тебе обращается с просьбой, как это все происходит. Я могу разрешение дать и никаких денег не нужно, но когда это делается за спиной, когда это называется воровство просто, это все равно, что к тебе залезли в карман, понимаете?

А. ПЛЮЩЕВ - Кстати, раз уж заговорили о фильмах, в 80-е годы вышло, ну по меньшей мере, один фильм я точно легко вспоминаю, это фильм "Берегите женщин", да, где был саундтрек антоновский, и там забавные всякие такие ситуации, там вокально-инструментальный ансамбль местный такой, он поет Ваши песни.

Ю. АНТОНОВ - Моим голосом.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, Вашим голосом. Как Вы смотрели на это?

Ю. АНТОНОВ - Это необычно. Должен сказать, что это была первая картина художественная, вообще первая, просто я как композитор в кино работал с первой картиной, поэтому для меня было все равно, мне было важно, для меня была не важна, там, оплата, деньги, платили мне за это или не платили, на самом деле, практически ничего там не заплатили, но это неважно. Важно было попасть в кино, я попал, я после этого написал еще музыку к нескольким картинам. Вот такой фильм как "Дураки умирают по пятницам", потом "Хищники", потом "Прежде, чем расстаться", там еще есть картины. Для меня было очень важно, знаете, работа в кино как композитора инструментального жанра, т.е. не просто написать песню, а сделать музыкальный ряд к картине, инструментальный. Это было чрезвычайно интересно. И, на мой взгляд, я достойно справился с этой проблемой, и уже имею опыт достаточный в работе в кино.

А. ПЛЮЩЕВ - А мне интересно - композиторы, когда они смотрят фильм, они глазами обычного человека смотрят или отделяют саундтрек?

Ю. АНТОНОВ - Нет, сначала глазами обычного, конечно, сначала глазами обычного человека. Просто вот как я писал музыку к картинам - мне режиссеры делали копии из рабочего материала фильма и переписывали на кассету, видео, и я сидел в студии, смотрел кассету и представлял себе, что какая примерно должна быть музыка, ну и конечно, с пожеланиями режиссера, обязательно, это основа. А потом я какие-то контрпожелания, так сказать, предлагал что-то свое. И где-то находили, как говорит наш любимый Михаил Горбачев, консенсус, и получалась неплохая музыка к фильму.

А. ПЛЮЩЕВ - И мы сегодня слушаем диск "Нет тебя прекрасней" с юбилейного концерта, и я предлагаю продолжить это прослушивание, потому что время уже позднее, час тридцать четыре минуты, надо нам пару минут передохнуть, а вам послушать хорошую музыку.

ПЕСНЯ

А. ПЛЮЩЕВ - Час тридцать восемь в Москве, вы слушаете радиостанцию "Эхо Москвы", у нас в гостях Юрий Антонов, у нас есть телефонный звонок, и Михей из Зеленограда нам звонит. Алло.

МИХЕЙ - Алло, доброй ночи.

Ю. АНТОНОВ - Доброй ночи.

МИХЕЙ - Юрий Михайлович, у меня вот такой к Вам вопрос - значит, вот прослушивая те песни, которые сейчас звучат, в том числе и то, что Вы записали для вот Светланы Алмазовой, такое впечатление, что ощущение, погружение в какой-то уж очень глубокое, еще дошколярное детство, так, 85-86 год, и вот как бы вот песни нравятся, но вот час-полтора подряд просто не получится слушать, по причине молодости возраста.

Ю. АНТОНОВ - Хочется попрыгать?

МИХЕЙ - Нет, немного как бы негативен момент, все время возвращаемся, такое ощущение, что мотивы какие-то ностальгические, нет как бы привнесения какой-то современной нотки. И поэтому в связи с этим вопрос - а есть ли у Вас, так сказать, на концертах молодежь и вообще какая, так сказать...

Ю. АНТОНОВ - А Вы придите, посмотрите. Дело в том, вы понимаете, вы как-то хотите меня все время куда-то, так сказать, запихнуть в какую-то совершенно молодежную музыку, это смешно просто. Во-первых, песни, которые сегодня звучали, они написаны 20-25 лет тому назад, понимаете, вот те песни, которые сегодня звучали, а то и 30 лет тому назад.

МИХЕЙ - Нет, ну как бы, например, вот ну не знаю, "Элизиум" или "TequilaJazz" перепевают, те же "Приключения электроников", например, на новый лад те же песни, у Вас они на том же уровне.

Ю. АНТОНОВ - Понимаете, они перепевают, а я создаю, это разные вещи.

МИХЕЙ - Ну новые аранжировки, как бы вот 2000-х годов не чувствуется, вот именно чувство ностальгии по глубокому детству.

Ю. АНТОНОВ - Я думаю, что в глубоком детстве Вы вряд ли слушали такое качество записи вообще концертной, очень сомневаюсь.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо, спасибо тебе большое, Михей, что дозвонился к нам. Здесь Вячеслав переживает, что мы не сфотографировали нашего гостя, поскольку он, видимо, за призом приходил, не увидел в галерее портретов лица любимого артиста. Вячеслав, не туда смотрели, показали мы Юрию Антонову…

Ю. АНТОНОВ - Есть, есть.

А. ПЛЮЩЕВ - …его фотографию даже с автографом, в 2000 году еще данном. Так, "а пишете ли Вы музыку на заказ другим исполнителям", спрашивает Евгений.

Ю. АНТОНОВ - Пишу.

А. ПЛЮЩЕВ - Например? Расскажите, интересно.

Ю. АНТОНОВ - Пишу и все, что - как пример, какой пример нужен? Пишу, могу написать, во всяком случае, могу это сделать, но я это не делаю, так сказать, как бы как другие, допустим, композиторы, в основе которых лежит написание музыки для других исполнителей, в основном делаю для себя. Но, конечно, могу сделать и на заказ, никаких проблем нет.

А. ПЛЮЩЕВ - Тему, которую Вы подняли, насчет пиратства, она такая, красной нитью сегодня прошла у нас. И многие радиослушатели спрашивают - ну хорошо, может быть, Вы с пиратами, которые на компакт-дисках, которые на прилавках торгуют, может быть, какой-то успех и будет, но как бороться с пиратством в Интернете? Ведь вот один из наших радиослушателей пишет, я не знаю, насколько это соответствует действительности, но ему скачать из Интернета несколько десятков альбомов Ваших.

Ю. АНТОНОВ - Десятков?

А. ПЛЮЩЕВ - Да.

Ю. АНТОНОВ - Ну скачать, пусть он качает из Интернета, дело в том, что я хочу еще раз объяснить, он не может скачать высокого качества звучание, не может, невозможно по техническим причинам. Пусть он качает себе плохое качество, там, понимаете, сжатие, все это не дает возможности послушать диск, так сказать, в высококлассном звучании, невозможно это сделать, нет такой техники сегодня. Поэтому тот, кто хочет просто купить диск и иметь в руках диск, нормально оформленный, нормально изданный, он пойдет его и купит, так сказать, Интернет нам сегодня это не такая большая угроза для композиторов, для создателей, поскольку Интернетом занимается не так много людей, вы знаете, это, так сказать, ну как бы это не помеха такая уж сильная. Вот для нас более такой серьезной помехой является караоке, вот караоке - действительно, это пиратство чистой воды, понимаете? На этом люди зарабатывают деньги. В Интернете что он заработал - он скачал для себя, он скачал для того, чтобы послушать - на здоровье, пусть слушает. А караоке - на этом зарабатывают люди деньги, понимаете, приходят посетители, платят деньги для того, чтобы попеть мои песни, нормально? Я-то не имею ничего с этого.

А. ПЛЮЩЕВ - Вы с этого ни копейки не получаете?

Ю. АНТОНОВ - Вот понимаете, в чем дело. Поэтому когда Интернет достигнет того уровня музыкального звучания, конечно, которое есть сегодня на нормальном компакт-диске, тогда это будет реальная угроза, тогда можно будет самому, любой человек, обладающий Интернетом, сможет записывать, продавать, дарить, что угодно. Но на сегодняшний день это не качество, это не годится.

А. ПЛЮЩЕВ - Если бы Юрий Антонов начинал свою творческую карьеру сейчас, это было бы легче или тяжелее, чем тогда? Удалось бы Вам или нет, как Вы считаете?

Ю. АНТОНОВ - Вот это вот вопрос очень серьезный, мне трудно ответить на него вообще. Я ориентируюсь в сегодняшнем времени, я могу одно сказать, в сегодняшнем времени я ориентируюсь.

А. ПЛЮЩЕВ - Я не для того спрашивал.

Ю. АНТОНОВ - Просто, я понимаю, я просто, понимаете, не могу, разные сложности, совершенно разного характера, они настолько противоположны, эти сложности. Тогда просто запрещали, сегодня не запрещают, но не дают возможности. Тогда запрещали, но была хоть какая-то возможность. Сегодня не запрещают, но для начинающих, я имею в виду, артистов, очень маленькие возможности пробиться. Я имею в виду, конечно, людей, которые не обладают, допустим, какой-то сноровкой, или просто по своим физическим и психологическим данным они не могут, допустим, пойти, ходить на радио, телевидение, пробиваться к каким-то продюсерам, имеют какое-то чувство достоинства собственного, что ли, или стыдливости, как бы вот это вот, понимаете.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо, но вот если бы не были написаны в конце 70-80-х годов все эти песни, все Ваши песни, будь они написаны сейчас, появись они сейчас, впервые, да, т.е. услышь их российская общественность, российские слушатели, продюсеры музыкальных станций впервые, пробили бы они или не пробили?

Ю. АНТОНОВ - Нет, сейчас другое время, ну что вы, но я думаю, что, понимаете, в чем дело, песня, ведь она может звучать во все времена в новой аранжировке, ведь основное - это все-таки мелодия, то, что запоминает человек, и каждому времени свойственны свои аранжировки. Если, допустим, вы сегодня слушали песни, которые я написал 25-30 лет назад, это песни из моего юбилейного концерта, это 50 лет мне и 30 лет творческой деятельности. Вот человек, который задавал эти вопросы, он даже немножко не понял, откуда и что это, и почему, он просто услышал, и не понимая, что это за запись, почему она сегодня звучит. Должен вам сказать, что основа в песне - это мелодия, вы заметьте, что многие популярные ансамбли сегодня, молодежные группы обращаются к старым мелодиям, делают новые аранжировки, да? Почему, задаю вопрос - почему, что они не могут сочинить мелодию? Наверное, все-таки, не могут, наверное, все-таки не могут сочинить нормальной мелодии, за редким исключением. Посмотрите внимательно на эфиры - вы можете запомнить песни? Хотя эти песни крутят, они как бы в чартах, как бы они там в так называемом топ-листе.

А. ПЛЮЩЕВ - В ротациях.

Ю. АНТОНОВ - В ротациях, да. Но что эта ротация - длится месяц, через год песни нет, мертво, никто не вспоминает, вообще не знает, где это, что за песня, какая песня. Прав я или нет?

А. ПЛЮЩЕВ - Абсолютно.

Ю. АНТОНОВ - О чем тут можно говорить еще?

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо, тогда я предлагаю сейчас послушать еще одну песню, а потом все же найти то, о чем Вы говорите, и сменим мы тему, потому что есть еще и вопросы от наших радиослушателей на пейджер 974-22-22, абонент "Эхо Москвы", давно я не напоминал.

А сейчас у нас песня "Для тебя пою".

(песня)

А. ПЛЮЩЕВ - Юрий Антонов сегодня гость прямого эфира радиостанции "Эхо Москвы", программа "Серебро", есть еще несколько вопросов на пейджер. Например, спрашивают - "скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к автографам. Сегодня видели Вас за рулем машины на Арбате, но побоялись взять автограф. Как можно это сделать? Потому что моя теща Вас очень любит", - спрашивает Алексей.

Ю. АНТОНОВ - Очень просто - подойти и взять автограф, никаких проблем.

А. ПЛЮЩЕВ - Так можно на концерте, наверное, подойти?

Ю. АНТОНОВ - Да, на концерт приходите 13-го июня, в 19.30 в ЦДКЖ, и я вам дам кучу автографов, с тещей, много дам автографов.

А. ПЛЮЩЕВ - Сходите вдвоем, действительно, с тещей, прекрасно заодно и семейные отношения свои, если там не наладите, то, во всяком случае, обнадежите, скажем так. Во-вторых, автограф получите. Спрашивают - "в процессе творчества периода СССР натыкались Вы на противодействие со стороны властей?" - спрашивает Евгений. Мы уже говорили, что Вы были невыездным.

Ю. АНТОНОВ - Да, невыездным. Вы знаете, власти ведь, Союз композиторов, это тоже была власть, но только в среде композиторов, конечно, очень сильная власть. Существовали худсоветы на фирме "Мелодия", к которым мы приходили и приносили песни для показа. Надо же было обязательно приносить клавиры обязательно, написанные, клавир - это песня, написанная в нотах, так сказать, обязательно, и смотрели, куда крючки нот стоят, чтобы это все было правильно графически отражено.

А. ПЛЮЩЕВ - Чтобы они в ту сторону стояли?

Ю. АНТОНОВ - Да, абсолютно в ту сторону, да. Значит, Совет стоял из композиторов и поэтов знаменитых, и когда мы приходили, допустим, узнавали, что на худсовете присутствует тот или иной композитор или поэт, мы знали, что песни не пройдут, мы разворачивались и уходили, потому что бесполезно были показывать, потому что знали - зарубят.

А. ПЛЮЩЕВ - А много зарубленных песен?

Ю. АНТОНОВ - Очень много.

А. ПЛЮЩЕВ - Да?

Ю. АНТОНОВ - Да, очень много, вот поэтому мне как-то вот задают вопросы - ну почему, там, современная музыка - да есть у меня, вот следующий альбом у меня будет классным, современным все, дело в том, что у меня много песен, просто в свое время не вышли в свет, потому что их зарубили по той или иной причине, понимаете, и поэтому я сейчас собираюсь просто по мере возможности и времени записать антологию своих песен, как бы собрание сочинений, знаете, вот компакты, все, что я написал за длительный период времени, я хочу все-таки это перенести на компакт-диски, и чтобы это было в памяти и в истории.

А. ПЛЮЩЕВ - А сколько сейчас у Вас песен? Извините за прямой вопрос.

Ю. АНТОНОВ - Это сложный вопрос, я так не подсчитывал, но больше трехсот точно.

А. ПЛЮЩЕВ - Больше трехсот? То есть даже если в день петь по одной песне Юрия Антонова, хватит на целый год.

Ю. АНТОНОВ - Почти, да.

А. ПЛЮЩЕВ - Потрясающе, совершенно потрясающе. "И что же, как Вы считаете, в Ваших песнях было противозаконно?" - интересуется все тот же Евгений.

Ю. АНТОНОВ - Да дело не в песнях, понимаете, здесь находила коса на камень, мы были не членами Союза композиторов, понимаете? А всей музыкой в стране руководил Союз композиторов СССР, в том числе и популярной музыкой, поп-музыки как таковой не было, была эстрадная музыка, как они называли. Но они руководили этой музыкой, и они допускали тех, песни которых не составляли бы конкуренцию им, понимаете. Ведь я вам скажу такой секрет, что первый альбом мой вышел, именно альбом, не пластинка маленькая, а альбом, вышел в Югославии, потому что в фирме "Мелодия" зарезали его, этот альбом. Просто я взял записи, уехал в Югославию, и фирма "Юготон" выпустила этот альбом в югославской редакции, я бы сказал так. Ну и все, собственно говоря. Причин было много разных.

А. ПЛЮЩЕВ - У нас сегодня в гостях был Юрий Антонов, большое спасибо за то, что Вы к нам пришли, за то, что столь поздней ночью, когда Вы уже обычно отдыхаете, отвечали на наши вопросы - на мои, на вопросы радиослушателей. Спасибо большое за все, что Вы сделали для нашей отечественной музыки.

Ю. АНТОНОВ - Спасибо вам, потому что я люблю радиостанцию, я клянусь - в другую бы радиостанцию не пришел бы, к вам пришел с удовольствием. Хочу пожелать вам всего хорошего и радиослушателям дорогим спокойной ночи, всего самого хорошего.

А. ПЛЮЩЕВ - Спасибо большое, будем вместе с Юрием Антоновым верить в мечту.







Hosted by uCoz