— В одной из ваших песен, если я ничего не путаю, есть такие
слова: “Ах, любовь, ты, любовь, — золотая лестница, золотая лестница
без перил…”. Симпатичный образ. Хотелось бы понять, насколько он
биографичен. Вот в вашей жизни любовь тоже была (а может, и
остаётся) эдакой золотой лестницей, с которой можно упасть в любой
момент?
— В моей жизни женщины всегда играли огромную роль. Я
таким создан: мне женщины интересны. Женщины мне приносили и
радость, и печаль, причём я никогда не взвешивал, чего больше, —
весов таких не найти, любые наврут и покажут неточно. Но женщин в
моей жизни было немало…
— Вы предпочитали официально оформлять с
ними отношения или…
— Разумеется, у меня любовниц было больше,
чем жён. Я же не шах Ирана, у которого может быть триста жён…
—
А в данный момент вы женаты?
— Нет, я в свободном поиске
нахожусь, как подводная лодка.
— Дети у вас есть?
— Конечно.
Как у всякого нормального человека…
— И вы с ними встречаетесь?
— Почему нет? Иногда встречаемся.
— Что же такое есть в
женщинах, что не даёт вам жить с ними вместе? Живёте-живёте, а потом
вдруг — раз! — и расстаётесь. Причём — всегда. Отчего бы это?
—
Во-первых, надо сказать: у меня очень тяжёлый характер, и много
расставаний случалось по моей вине. Хотя бывало, что натыкался на
такое остриё, такие получал раны, что даже работать не мог.
—
Это что ж получается: любовь мешает творчеству?
— Любовь тоже
бывает разная: когда спокойная, тихая, без всяких там страстей —
тогда помогает.
— Секундочку, это уж вовсе непонятно: разве
любовь бывает без страстей?
— А как же! Конечно, во всяком
случае, у меня. Может, у кого и не бывает. А у меня — пожалуйста. И
вот в этом состоянии я писал песни.
— У вас бывают творческие
кризисы?
— Нет. А зачем? Энергетический кризис — это я ещё
понимаю, а творческий-то зачем?
— Вы влюбчивый человек?
—
Скорее, осторожный. Да, я очень осторожный человек.
— Огромный
опыт расставаний… и вот вы встречаете девушку, женщину — вас не
охватывает отчаяние: вот начнётся опять роман, но всё равно всё
закончится плохо, очередным расставанием?
— Нет. Я расстраиваюсь
совсем по другому поводу: когда вижу человека, который мне очень
нравится, а понимаю, что человек этот прошёл мимо и мы никогда не
встретимся. Даже так бывает: например, едешь в машине,
останавливаешься на красный свет — и в это время переходит улицу ну
такая красавица, ну просто очаровательное создание. А ты сидишь в
машине и думаешь: “Чёрт подери, что ж делать-то? Выскочить из машины
— как-то неудобно: все меня знают, а я как дурачок побегу за
девушкой…”. Вот это обидно.
— Вы когда-нибудь отбивали девушку у
другого мужчины?
— Нет, я никогда этого не делаю. Я мог,
наверное, отбить, не зная человека и даже не зная о его
существовании — это другой разговор. Тут уж кто кого, а так, чтобы
сознательно — у своего товарища или просто знакомого, — такого не
было…
— Представьте ситуацию: вам очень понравилась молодая
певица, такая она красивая, замечательная, длинноногая — в общем,
всё при ней. Но — ни голоса, ни слуха. Вы могли бы отдать ей свою
песню?
— Нет. Здесь, конечно, во мне побеждает профессионал.
— Вы можете отменить концерт, чтобы пойти на свидание к любимой
девушке?
— Никогда в жизни. Исключено. Зачем так делать, что это
за героизм такой? С девушкой можно и на утро договориться.
—
Логично… Вы уже давно весьма популярный человек. У вас не бывает
ощущения, что девушка полюбила не вас, а вашу популярность,
известность?
— Нет, думаю, практически такого не было никогда.
Может быть, на первом знакомстве это и играет какую-то роль, но
потом взаимоотношения продолжаются и всё это уходит на задний план.
Остаются два человека: она и я.
— У вас есть какие-нибудь
комплексы или вы абсолютно уверенный в себе человек?
— Вообще, я
— человек в себе уверенный, но комплексы, конечно же, есть, как у
каждого… Скажем, хотелось бы выглядеть немножко постройнее.
—
Женщины когда-нибудь вам говорили: “Нет”?
— Конечно. А почему
они всегда должны говорить: “Да”?
— И вы переживаете?
—
Переживаю. Один день. Иногда полдня.
— Примем условно ваш день
за 100 %. Сколько из них уходит на работу, сколько на отдых и
любовь?
— Я думаю, 60 % — работа, остальное — отдых и любовь,
что, как вы понимаете, часто совмещается.
— Ваши взгляды на
любовь в общих чертах понятны… Теперь давайте будем выяснять, кто
влиял на формирование этих взглядов. Вопрос тем более интересный,
что разговор мой не просто с композитором, а с певцом любви… Начнём
с родителей — они вели с вами беседы о любви, о взаимоотношениях
мужчины и женщины?
— Да что вы! Никогда! Отец у меня был
военнослужащий, мама — домашняя хозяйка. У меня было достаточно
пуританское воспитание. Вы учтите, чтоэто происходило всё-таки в
50-е годы — тогда, по-моему, такие разговоры вообще никто не вёл.
— Тогда кто вас учил этому великому чувству, признавайтесь?
Книги? Фильмы?
— Книжки в какой-то мере. И фильмы. Я помню,
какое огромное впечатление произвёл на меня фильм “Серенада
солнечной долины”. Правда, не только тем, что он был про любовь, но
и своей фантастической музыкой. Мы ведь видели любовь и в фильме
“Кубанские казаки”, и та же “Волга-Волга” — отчасти про любовь. Но в
“Серенаде солнечной долины” была ещё и какая-то совершенно
незнакомая нам музыка. Невероятная музыка, любовь, а одежды какие!
Мы ведь в ту пору как одевались? Кирзовые сапоги, чёрное пальто,
белый шарф и кепочка. И вдруг — шляпы, пальто шикарные,
габардиновые… Потом мелодии из “Серенады солнечной долины”, которые
оркестр Гленна Миллера исполнял, я выучил и наигрывал на аккордеоне.
— А вы девушек обольщали с помощью того же аккордеона?
— А
городе Молодечно, где я в ту пору жил, в музыкальном училище я
организовал первый свой ансамбль — квартет. Сам играл на аккордеоне,
контрабаса у нас не было, его заменила балалайка-бас, ещё был
барабанщик почти пионерский и гитара без усилителя… И вот мы играли
на вечерах… Эффект, должен сказать, был сильный… Девочки, конечно,
млели.
— А вы этим, разумеется, пользовались?
— Нет, у меня
в ту пору была первая и очень сильная любовь с девочкой из
политехнического техникума, я даже и не думал куда-то в сторону
смотреть.
— А чего расстались?
— Я был несмышлёный, молодой…
А ей понравился мальчик постарше, известный в нашем городе
велосипедист. Я об этом узнал, а она потом стала ко мне
возвращаться… В общем, как-то всё расстроилось. Я детали,
собственно, позабыл уже — всё-таки сорок лет назад дело происходило…
— Есть ли для вас певцы любви в западной эстраде и в нашей?
— Хулио Иглесиас — безусловно номер один, абсолютный лидер в
этом направлении… В нашей тоже есть, правда, немного. Фамилии их я
называть не буду.
— Спрашивать вас о том, какая “любовная
музыка” вам более всего нравится — глупо: вы запросто можете
отослать меня к любому своему диску. Но историю о любви вы, уж
будьте любезны, расскажите.
— Это случилось ещё в советское
время, когда в Москве проходили кинофестивали, и это было
действительно событие. Основная тусовка проходила в гостинице
“Россия”, а у меня был там блат и официанты держали мне столик. И
вот как-то в начале фестиваля приходим мы с приятелем в “Россию”
пообедать, и вдруг подходит к нам молодой человек такой, я бы
сказал, “южноамериканской наружности” и говорит мне на ломаном
русском языке: “Здравствуйте, я — студент ВГИКа. С вами хочет
познакомиться одна девушка, мексиканская киноактриса”. Я смотрю: у
них там за столом сидит человек десять, и отвечаю ему: “Может быть,
это и не совсем ловко, но, если возможно, пусть она подойдёт к
нам…”.
Она согласилась, подошла, села и смотрит на меня
влюблёнными глазами. Я ничего не понимаю — что происходит? А девушка
симпатичная, кудрявая такая, смуглая. Мы познакомились. Она ни слова
ни по-русски, ни по-английски… И, тем не менее, хоть фестиваль и
длился две недели, она на него больше не пришла ни разу. Мы с ней
прекрасно общались языком жестов.
Это была настоящая love story.
Ходили по Москве — благо стояла прекрасная летняя погода. Заходили в
рестораны — она впервые тогда попробовала красную икру, и блюдо это
ей до такой степени понравилось, что она всё время просила заказать.
Я спрашивал: “Может, лучше чёрную? Всё-таки дороже…”. “Нет — только
красную”. Я стал у неё узнавать, чего вдруг она ко мне подошла, и
как вообще всё получилось? Выяснилось, что она не знала ни моих
песен, ни того, кто я такой. Просто зашёл в ресторан парень, который
ей понравился, и этого было достаточно для знакомства. Потом была
долгая переписка, мне пришла масса приглашений из Мексики, однако в
то время выехать из СССР было довольно трудно. Но воспоминание об
этих двух неделях любви у меня теперь — на всю жизнь.
Максим
МАЙСКИЙ.
|