Интервью

«Под крышей дома Юрия Антонова»

"Новые Известия", Ермолаев Александр, 2004


ЗНАМЕНИТЫЙ КОМПОЗИТОР И ИСПОЛНИТЕЛЬ НАЗЛО ХУДСОВЕТАМ, СЛУЧАЛОСЬ, БРИЛСЯ
НАГОЛО И ОТКАЗЫВАЛСЯ ПЕТЬ ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

Рассказывают, что еще во времена существования СССР на творчество певца и
композитора Юрия Антонова обратил внимание сам глава мирового рок-олимпа
Пол Маккартни. Ну а в нашей стране число поклонников Юрия Михайловича
измеряется десятками миллионов - от детсадовцев до пенсионеров, от дворников
до академиков. 26, 27 и 28 марта - самых везучих из них принял Государственный
Кремлевский дворец, где состоялись сольные выступления народного артиста
России, отмечающего 40-летие творческой деятельности.

- Юрий Михайлович, обычно музыкальность наследуется от родителей.
У вас тоже так было?

- Наверное. Но вообще-то я родился в семье военнослужащего. Это случилось
в городе Ташкенте, потом мы переехали в г. Молодечно Белорусской ССР, где
тоже жаркое лето, но зима куда суровее среднеазиатской. Мое детство было
не такое шикарное, как у многих нынешних ребятишек, - у нас не водилось не
только сотовых телефонов, но даже простеньких гитар. Впрочем, это не мешало
нам чувствовать себя счастливыми. Хотя отец воспитывал меня в строгости и
приложил максимум усилий, чтобы я вырос серьезным, обязательным человеком.
Считаю, что это ему удалось.

- Хотите сказать, что были пай-мальчиком?

- Ну не до такой степени. Во дворе меня даже считали изрядным хулиганом.
Хотя компания моих приятелей была некурящая и непьющая. Мы лазили по
соседским огородам, где запасались морковкой, яблочками... По очереди
стояли "на шухере", воображая себя партизанами. Вечерами ходили на речку,
жгли костры, пекли картошку. Особых изысков в одежде не было: кепка, куртка,
кирзовые сапоги. В местный ДК на танцы нас не пускали, считали маленькими.
Чтобы чем-то себя занять на улице, мы становились зрителями, а то и
участниками кулачных боев, когда один район шел стенкой на другой. Но
это было не то, что теперешние разборки - сражения шли по-честному,
лежачих не били...

- В то время молодежь начинала работать c раннего возраста. Помните свой
первый заработанный рубль?

- Конечно. С 14 лет я получал большие по тем временам деньги. Брал трофейный
аккордеон, привезенный из Германии, и на попутках ехал 25 километров до депо,
где руководил хором. На что уходил заработок? Большую часть отдавал родителям,
немного оставлял на карманные расходы: покупал лимонад, сладости.

- В начале творческого пути доводилось подпадать под цензуру?

- Сплошь и рядом, причем придирки бывали самые разные. Например, в сольной
программе разрешалось спеть не более 1 - 2 композиций из репертуара "Битлз",
зато в обязательном порядке должны были присутствовать песни членов Союза
композиторов. Иначе тебя могли вовсе не выпустить на сцену. Но я твердо
говорил: "Никогда это петь не буду!" Пытались принудить - не получилось.
В "Росконцерте" ансамблю "Добры молодцы", в котором я был солистом,
приходилось сдавать концертную программу по 18 раз! Борьба, которую я
провел в те годы, сильно меня закалила.

- Наверное, существовали "стандарты" и по внешнему виду?

- В те годы среди молодежи была мода на длинные волосы, бакенбарды, как
у Тома Джонса. Но худсоветы ее не признавали. Как-то мы сдавали очередную
программу, и члены комиссии потребовали укоротить наши шевелюры. В знак
протеста мы всем коллективом постриглись наголо. "Что вы наделали!" - потом
возмущалось жюри. На что мы отвечали: "Так ведь такой имидж никто не запрещал?"

- Какой из периодов творческой деятельности вспоминается с особой теплотой?

- Как ни странно, 70-е годы, когда во всем чувствовалась несвобода. В то
время достаточно было приглашения к директору "Росконцерта", не говорю уж о
вызове в отдел культуры ЦК партии - и настроение падало на неделю. Впрочем,
особенно громко нас не ругали, штрафные санкции не накладывали. Наверное,
сказывался и оптимизм молодости, когда прессинг воспринимался не так остро.
Да и мудрая память в основном сохранила хорошее, отсеяв дурное.

- Ваш рекорд - 28 концертов за 15 дней в огромном СКК в Ленинграде, кажется,
не побит до сих пор. Как удавалось собирать по 14 тысяч зрителей и утром,
и вечером?

- Тут, наверное, "виноваты" не только мы, но и организаторы. Билет-то стоил
не 3 - 5 тысяч, как сплошь и рядом сейчас, а 3 - 5 рублей. Сегодняшней
молодежи, наверное, такие цены кажутся фантастикой, дедушкиными сказками.
Но это было. Другое дело - что публика могла за эти деньги услышать?
Спортивно-концертный комплекс и сейчас-то очень тяжело озвучить. А тогда
мы играли в гигантском зале на плохой аппаратуре перед морем народа. До
сих пор не могу понять, как работали с такими паршивыми усилителями, как
зрители этот звук терпели? Скорее всего, они приходили, чтобы просто посидеть,
покурить, пошушукаться под наши музыкальные упражнения (смеется).

- Известно, что вам довелось "послужить" и в Чечне...

- В начале 80-х мне было отказано в звании заслуженного артиста, хотя
"Росконцерт" зарабатывал на мне огромные деньги. Я обиделся и по приглашению
моего друга Махмуда Эсамбаева уехал в Грозный. Отработал три года в филармонии,
и правительство Чечено-Ингушетии наградило меня этим почетным званием.

- У вас много друзей?

- Настоящих - много не бывает.

- А любовь повлияла на творчество?

- Любовь - штука непостоянная: когда все хорошо, она тебя возвышает, а
возникли проблемы - сразу наступает угнетенное состояние. Кого-то, наверное,
удивлю признанием, но любовная муза меня никогда не вдохновляла на сочинение.
Витать в облаках - не по мне, я просто садился за инструмент и работал.

- На заказ много писали?

- "На улице Каштановой" - это первый, но не последний опыт. Мне позвонил поэт
Игорь Шаферан и предложил стихи, посвященные юбилею Крымской области. Я сел
за инструмент и за полчаса сочинил песню, которая стала хитом.

- Как часто Вас приглашают в гости на радио, в качестве члена жюри конкурсов
песни, фестивалей?

- На радио бываю редко, хотя мои песни там крутят часто, особенно на
"Ретро FM", "На семи холмах". Различные конкурсы и фестивали - дело в
принципе хорошее, но то, как они проходят у нас, превращает их, я считаю,
в пустую трату времени. Известно же: первые места, как правило, покупаются.
У меня же с рождения гипертрофированное чувство справедливости, поэтому
организаторы, наверное, боятся, что Антонов будет гнуть свою линию, отстаивать
талантливых людей... Вообще я редко появляюсь на публике, избегаю тусовок.
Мне это неинтересно.

- В связи с этим многие поклонники даже решили, что Юрий Антонов покинул
Россию. Кстати, не было таких мыслей?

- В 1976 году я женился на девушке, которая собралась всей семьей переехать
на Запад, подготовил себе и ей необходимые документы, купил билеты. Помог
им перебраться в Штаты, оплатил все расходы и... остался в своей стране.
Понял, что не могу навсегда оставить Россию. Впоследствии ни разу не пожалел
о том решении.

- Не находите, что русский шоу-бизнес потихоньку цивилизуется, приближается
к мировым стандартам?

- Даже отдаленных признаков этого нет. Развитый шоу-бизнес означает твердое
соблюдение юридических, финансовых да просто моральных законов и обязательств.
Но о каком соблюдении законов можно говорить, когда альбомы артистов, еще
не успевших их толком выпустить, тут же копируются и продаются "пиратами"?
Вот вам и весь "шоу-бизнес"!

- Как реагируете на телевизионные эксперименты по "выпеканию" новых звезд?

- Звезды на фабриках не делаются. Там выпускается поток гуттаперчевых
мальчиков и девочек, которые ездят по стране, открывают рот под фонограмму
и дурят малолетних "ценителей вокала". Если бы это случилось в западных
странах, то уголовного преследования организаторы таких проектов не избежали
бы. Я всю жизнь работал "вживую". И считаю, что народ не должен платить
деньги за фонограмму.

- Юрий Михайлович, а политикой интересуетесь?

- Интересуюсь. Всегда принимаю участие в выборах. Не люблю громких слов по
поводу торжества демократии в России. То, что мы имели последние 12 лет, -
никакая не демократия, а переходный период из мечтаний о коммунизме к
гипотетическому светлому буржуазному будущему. Без этого периода, конечно,
нельзя, но слишком уж много беспредела. Вспомните, как было после войны в
Южной Корее: разруха, сельское хозяйство "на нуле". Что они делают? Отменяют
выходные, праздничные дни, отпуска. Вся нация работает, вкалывает ради
счастливого будущего страны. В итоге корейцы живут, а русские выживают.

- А еще бытует мнение: если народ верует - значит, он выдержит все испытания.
Каково ваше отношение к возвращению православия в массы?

- Я с большим уважением отношусь к православию и даже ношу крест, который был
освящен в Иерусалиме, у гроба Господня. Вообще приветствую возрождение любой
традиционной конфессии. Верующий народ - это нормальный народ. Но в нашем
государстве, где в основном живут русские, должно главенствовать православие,
не ущемляя при этом права верующих других религий.

- Когда развилась ваша известная любовь к животным?

- Первого котенка я завел 17 лет назад. Кстати, тот кот Кузя до сих пор жив.
С каждым годом животных становилось все больше. Ну не мог я пройти мимо
брошенных, голодных братьев наших меньших! Сейчас в моем загородном доме
проживают 16 собак и 20 кошек. Всех знаю поименно и люблю.

- Чем собираетесь заняться после юбилейных концертов? Может, отдохнете -
все-таки возраст уже не юношеский...

- Да какие мои годы! На пенсию пока не собираюсь. Быть может, запишу еще
парочку альбомов, прокачусь с новыми песнями по стране. Хочу снова взглянуть
в глаза моим зрителям...

Ермолаев Александр, март 2004








Hosted by uCoz